В Германии арт-аукционы ушли в онлайн-формат и бьют один рекорд за другим. Для некоторых аукционных домов 2020 год даже стал лучшим за всю их историю. Что же покупают на торгах?
Для арт-рынка 2020 год не стал годом бума. Как пишет Deutsche Welle, ричина понятна: экономический спад из-за пандемии коронавируса. Зато аукционные дома, торгующие произведениями искусства, оказались на удивление устойчивы к кризису. По-настоящему впечатляющие результаты демонстрируют арт-аукционы в Германии. За счет чего же им это удается?
Делайте ставки, господа!
Пандемия коронавируса не могла не сказаться на мировой аукционной торговле произведениями искусства. Так, лидирующие на арт-рынке аукционные дома Нью-Йорка вынуждены были уйти в онлайн-формат. И рекорды вроде того, что в 2019 году побила картина Клода Моне «Стога» (1890), проданная на нью-йоркском аукционе Sotheby’s за баснословную сумму в более чем 110 миллионов долларов, в 2020 году не повторялись. Самым дорогостоящим лотом на виртуальных торгах Sotheby’s в «год короны» стал «Триптих, вдохновленный Орестеей Эсхила» (1981) кисти Фрэнсиса Бэкона. Он был реализован за 84,6 миллионов долларов. Это значительно меньше, чем было выручено за полотно «Стога», но в то же время намного больше того, что изначально прогнозировали эксперты.
И все равно, даже несмотря на то, что общие продажи аукционных домов в 2020 году упали, арт-аукционный рынок проявил в кризис невероятную стойкость, отмечает в интервью информационному агентству dpa Йоханнес Фогт (Johannes Vogt), руководитель отдела современного искусства в немецкой компании Artnet, оказывающей исследовательские и торговые услуги на международном арт-рынке. По его словам, то, что происходит на арт-рынке сейчас, не идет ни в какое сравнение с тем, что было во время финансового кризиса 2008 года, когда рынок произведений искусства находился в по-настоящему глубоком упадке.
Как уточняет Фогт, интерес к инвестированию в искусство и покупательная способность не утрачены и в условиях пандемии — просто по всему миру уменьшились объемы продаж. Так, в период с апреля до конца осени 2020 года продавцы предпочитали не выставлять на торги дорогостоящие предметы искусства. Причина тому — общая неопределенность, сопряженная с пандемией и упадком в экономике. И реальность такова, что значительная часть сделок, осуществляемых крупными аукционными домами, обеспечивается в настоящее время через так называемые «частные продажи». В 2020 году оборот рынка частных продаж особенно сильно возрос. Но в принципе, как говорит Йоханнес Фогт, тенденция эта не новая: она наблюдается уже не первый год и к пандемии коронавируса никакого отношения не имеет.
Время виртуальных торгов
Пандемия стала катализатором для виртуальных аукционов. Никогда до сих пор на онлайн-торгах не предлагались произведения искусства, стоимость которых оценивается в миллионы. В «год короны» одним из лотов Sotheby’s, к примеру, стала работа Ивана Айвазовского «Неаполитанский залив» (1878), ушедшая за рекордные для такого формата аукционных продаж 2,8 миллиона долларов. Абсолютно рекордным годом 2020-й стал и для Artnet, утверждает Йоханнес Фогт. По собственным данным этой немецкой компании, в настоящее время она является единственным в мире аукционным домом, проводящим торги исключительно через интернет.
С тем, что пандемия повлекла огромные изменения на аукционном рынке и в сфере искусства, не может не согласиться и Бастьен Лют, старший директор отдела современного искусства немецкого филиала Sotheby’s. Представленные ею данные говорят сами за себя: 362 аукциона, проведенные Sotheby’s в цифровом формате, принесли 522 миллиона долларов. В таком масштабе виртуальные аукционы не проводились здесь еще никогда.
Предметы роскоши «подвигают» искусство
Вдобавок к произведениям искусства каждую неделю на виртуальные торги Sotheby’s выставляются теперь и предметы роскоши — драгоценности и часы класса «люкс». А недавно с молотка пошла и пара игровых кроссовок Nike Air Jordan 1 — именная модель, выпущенная в 1985 году и принадлежавшая ранее легендарному баскетболисту Майклу Джордану. Ее выкупили за 560 тысяч долларов — при начальной цене в 100 тысяч.
Будь то дизайнерские сумочки, драгоценности, коллекционные вина или обувь, которую носили звезды спорта и шоу-бизнеса, — продажу с молотка предметов роскоши довольно давно практикует и аукционный дом Christie’s. Так, в 2020 году здесь, вслед за Sotheby’s, выставили на аукцион игровые кроссовки Майкла Джордана. Этот лот ушел за сенсационные 615 тысяч долларов.
Огромные деньги принесла и пластмассовая корона, которую когда-то приобрел для фотосессии всего за пять долларов и водрузил себе на голову лишь один-единственный раз рэпер Notorious B.I.G. Эта бутафория, выставленная два месяца назад на онлайн-торги в аукционном доме Sotheby’s, ушла с молотка за 580 тысяч долларов. Ничего удивительного в том, что подобные вещи пользуются спросом, нет, говорит Бастьен Лют: согласно ее сведениям, свыше четверти покупателей на онлайн-торгах — люди моложе 40 лет.
Урожайный год
Но особенные сюрпризы продемонстрировали такие немецкие аукционные дома, как известные во всем мире Ketterer в Мюнхене и Van Ham в Кельне. Несмотря на кризис, они процветают. Так, еще до завершения 2020 года объем продаж Ketterer составил 60 миллионов евро. Тем самым почти достигнут уровень успешного 2019 года (62 миллиона евро). В тройке лотов-миллионников, ушедших в Ketterer с молотка, картина Герхарда Рихтера (Gerhard Richter) «Кристиане и Керстин» (1968), которая принесла более 2,6 миллиона евро, и две работы Эрнста Людвига Кирхнера (Ernst Ludwig Kirchner) — «Деревенская улица с яблонями» (1907) и «Возвращающиеся домой косари» (1918), собравшие соответственно почти 1,7 миллиона евро и 1 миллион евро.
Как сообщил dpa владелец Ketterer Роберт Кеттерер (Robert Ketterer), в июне 2020 года в этом аукционном доме состоялись лучшие в его истории весенне-летние торги. Переход в цифровой формат не стал для мюнхенской компании проблемой: еще до пандемии почти 90 процентов аукционов в Ketterer проводились вне зала торгов: участники аукционов делали свои ставки в письменной форме, по телефону или через интернет.
Ну, а для кельнского Van Ham весь 2020 год стал самым урожайным за все время существования этого аукционного дома. По словам его владельца Маркуса Айзенбайса (Markus Eisenbeis), в 2020 году на интернет-платформе Van Ham, созданной еще задолго до пандемии, проведено 34 аукциона в режиме онлайн. В общей сложности на них реализовано около 4000 лотов, конечная стоимость которых значительно перекрыла первоначальную. Так что кризис кризисом, а искусство по-прежнему в цене.
Ранее W-Fair публиковал интервью с экспертом арт-рынка Евгением Карасем, в котором он сообщил, что художникам в новых условиях нужно научиться коллаборации с арт-дилерами и арт-агентами.